пятница, 29 ноября 2013 г.

Дмитрий Липскеров «Теория описавшегося мальчика»

Источник
Презентация романа Дмитрия Липскерова «Теория описавшегося мальчика» (М, АСТ, 2013)
В отличие от большинства литературных вечеров, проходящих в клубе «Дачана Покровке», презентация нового романа Дмитрия Липскерова «Теория описавшегося мальчика» состоялась не в малом, а в большом зале, что само по себе уже создавало атмосферу некоторой необычности и праздничности. Ряды стульев в пространстве между сдвинутыми столиками были плотно заполнены, что неудивительно: автор презентуемой книги – один из самых интересных и успешных прозаиков в нынешнем русскоязычном литературном пространстве, неоднократно выдвигался на Букеровскую премию и был ее шорт-листером. Более того, все его книги очень хорошо продаются, поэтому также неудивительно, что в зале, наряду с обычной «литературной» публикой, присутствовали те, кого можно назвать «просто читатели».
Открывая мероприятие, Юрий Цветков сказал, что, он часто видит в метро обложку новой книги Липскерова – и это несмотря на то, что все большее число читающих в транспорте людей держат в руках не книги, а электронные ридеры. Представлявшая роман заведующая редакцией «Современная русская проза» в издательстве «АСТ» Елена Шубина подтвердила, что книга действительно очень хорошо продается. отметив далее, что автор ее – один из самых оригинальных мастеров современной прозы.
Надо сказать, что большинство присутствующих новый роман Липскерова увидели только на презентации, что, собственно, и определило ее характер. Если исходить из тезиса, что задача любой встречи сводится к двум целям – «себя показать и других посмотреть», в данном случае получилась действительно презентация, то есть «показ» автора и его новой книги, ознакомиться с которой присутствующим еще предстояло.
Поэтому отрывок, выбранный Липскеровым для чтения – воспоминания выросшего в Москве героя романа о своем раннем детстве, прошедшем в глубине гор Афганистана, слушали очень внимательно. Несмотря на авторское предупреждение, что отрывок этот непосредственно с действием не связан, сейчас, по прочтении романа, я готова оспорить это утверждение. Еще как связан! Именно на этих страницах во всей полноте присутствует свойственное герою ощущение мироздания – то, которое и определило его невозможную с точки зрения обыденных представлений жизнь.
Хотя, если здраво осмыслить тот театр абсурда, который есть реальность нашей жизни, то придется признать, что, пожалуй, современному человеку уже ничто не может показаться невозможным, поэтому единственный достоверный способ описания жизни – та смесь фантастики и метафизического реализма, которую использует Дмитрий Липскеров. Он убедительно показывает, что этот способ действенен при описании всех уровней действительности – от ежедневных будней нищенских многоэтажек и апартаментов випов до устройства параллельных, точнее, «импровизированных» миров и обоснования бессмертия человека. И какие бы катаклизмы не происходили в этом отучившемся удивляться и ужасаться мире, они приходят и уходят, а на обломках происшедшего неизменно стоит ждущая ребенка женщина, а рядом – поддерживающий ее мужчина. Таков финал нового романа Липскерова.
«Скажем, я хотел описать Всевышнего», – так он ответил на настоятельные вопросы о замысле романа. В самом деле, чем, как не театром абсурда с возможностью строить различные объясняющие его теории, являются представления человека о непредставимом для него Боге и Его непостижимых замыслах? Достоверность описания этого абсурда, содержанием которого является извечная и непреходящая борьба добра и зла, в которой все возможно и ничего не удивительно, в сочетании с неистребимым оптимизмом – вот что привлекает к творчеству Липскерова самого широкого читателя. Позволю себе привести цитату, датированную 2001 годом: «Ай да Липскеров, ай да сукин сын! Как пишет, негодяй! Складно, сочно, интересно. Начнешь читать – не оторвешься. Все в одном: и детектив тебе, и мистика, и мультики, и любовь-морковь. Если половой акт – то ложе усыпано розами, а как смерть нагрянет – так не костлявая старуха, а миловидная дама с кустиком земляники в ноздрях. Любо, и недорого» (Роман Сулима). Надо признать,что-то   близкое к этому складывалось у меня в голове, когда я, вернувшись с презентации, села читать роман.
В заключение хотелось бы сказать, что, по признанию Липскерова, достаточно давно не появлявшегося перед читательской аудиторией, побудительным мотивом прийти на эту презентацию явилось желание «людей посмотреть», то есть попытаться понять, что происходит в литературном мире. Трудно сказать, удовлетворила ли его пришедшая«посмотреть» на него публика, лично у меня сложилось впечатление, что не очень. Он явно ждал от нее каких-то важных для себя вопросов и комментариев, даже пошутил на тему премии «за лучший вопрос», а спрашивали, как обычно: бывал ли на месте действия романа, что думает о современных театре, литературе и кинематографе и тому подобное. Вкратце ответ на эти вопросы можно сформулировать так: да, места действия романа знаю хорошо, к современным театре/литературе/кинематографу отношусь довольно скептически, хотя там есть и немало хорошего, и вообще я – «человек старой формации». В общем, на мой взгляд, презентация вполне удалась. 
 Людмила Вязмитинова

Комментариев нет: