пятница, 28 декабря 2012 г.

Лауреаты премии журнала "Октябрь" - 2012

Источник
Лауреаты премии журнала "Октябрь" - 2012
АВТОРЫ ЛАУРЕАТЫ 2012
Александр Архангельский. ГЕРОЙ ВТОРОГО УРОВНЯ. Роман. № № 10-11
По роману телеведущего и публициста Александра Архангельского можно сделать социальную сеть, кукольный дом, открыть музей-усадьбу, завязать телефонный адюльтер. По виду строго реалистичный, с выходами на социальную типологию и скрупулезные психологические мотивировки, роман дает повод к интерактивной игре, к продолженной за текстом коммуникации.
Идея виртуальной исторической реконструкции, подменяющей сегодня коллективную и личную память, в романе считывается легко. Но пишет Архангельский не о муляжах, а о своем поколении «героев второго уровня» – людей, испытавших на прочность, мощность и скорость исторический процессор нашего времени.
Андрей Дмитриев. КРЕСТЬЯНИН И ТИНЕЙДЖЕР. Роман. № № 2-3
Глубинную Русь молодой герой из столицы послан пережить, как боевое крещение: Андрей Дмитриев отправляет к «крестьянину» Панюкову «тинейждера» Геру, скрывающегося от призыва.
Было бы слишком просто предположить во встрече намеренно контрастных героев – конфликт, обличение, взаимную глухоту. Задав названием карнавальный, смеховой настрой, Дмитриев выдерживает иронию повествования – но она не относится ни к остаткам советского сельскохозяйственного быта, ни к причудам столичного, интеллектуального. Два лишних человека, два одиночки из параллельных социальных миров должны, притершись, зажечься чужим опытом и засиять светом правды. Вот только с тем, что он осветит, им будет сжиться труднее, чем друг с другом.
С романом «Крестьянин и тинейджер» Андрей Дмитриев стал лауреатом премии «РусскийБукер», премии «Ясная Поляна» и финалистом премии «Большая книга».
Николай Климонтович. СТЕПАНОВ И КНЯЗЬ. Роман. № 2
Насыщенное неожиданными событиями и встречами странствие выходцев из дореволюционной (Князь) и советской (Степанов) аристократии приобретает все более фольклорные черты, по мере того как герои приближаются к центру России – где богоискатели обосновались на приусадебной свалке. Героям Николая Климонтовича подошли бы маски и юродивых, и скоморохов, как всему повествованию – некрасовская, чеховская, горьковская сюжетная матрица. От литературы к лубку, из московской студии к аллегорическому поселению «троглодитов», от подостывшего семейного очага к застолью с горячими беседами о благодати движутся Степанов и Князь, по пути теряя социальные и характерные черты, становясь просто русским человеком на рандеву с самим собой. 
Мария Ватутина. ВНЕСЕНИЕ МЛАДЕНЦА В ДОМ. Эссе. Стихи. № 1
Эта публикация известного поэта – автора пяти книг стихов, лауреата нескольких литературных премий, в том числе профессиональной премии поэтов «Московский счет», поэтической премии «Anthologia» и Международной Волошинской премии, – разрешает модные споры о природе эссеистики, приравнивая ее к поэзии. В подборке Марии Ватутиной стихи и не-стихи, лирика и мышление слились так, как история личности и рода новорожденного, которого вносят, как благословение, во всякое видевший дом.
Михаил Успенский. СОЛДАТСКАЯ СКАЗКА. Под музыку Игоря Стравинского. № 3
Предыстория этой публикации, пожалуй, не менее интересна, чем сам текст – а текст тут яркий, насыщенный раешными ритмами и рифмами, и образный ряд широчайший, от фольклорного черта до Фукуямы, закрывшего современную историю. Сказочный сюжет из собрания А. Афанасьева лег в основу музыкального представления «История солдата», созданного композитором Стравинским на либретто Рамю. Перевод французского текста на английский был сделан Куртом Воннегутом – а вот для качественного русского перевода время долго не наступало. И вот наконец – как совсем по-русски выразился автор знаменитой трилогии «Приключения Жихаря» и другой юмористической фантастики, лауреат премий«Бронзовая улитка» и «Золотой Остап», – и у него «появился шанс пролезть в этот Пантеон со своей раскладушкой».
Дмитрий Бак. СТО ПОЭТОВ НАЧАЛА СТОЛЕТИЯ. Рубрика. 2009–2012 гг.
Рубрика о современной поэзии на фоне признанного экспертами дефицита критических статей о стихах представляется подвигом Дон Кихота, совершаемым профессором, директором Центра новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ Дмитрием Баком практически в одиночестве.
С въедливостью филолога и быстротой колумниста Дмитрий Бак доказывает: русская поэзия переживает «бронзовый век». Намеренно выбирая имена поэтов разных величин, поколений и направлений, он берется объехать вдоль и поперек современный поэтический ландшафт.
За три года в журнале «Октябрь» вышли эссе Дмитрия Бака о многих десятках современных стихотворцев. Полностью рубрика выйдет книгой.
Дмитрий Харитонов. ЖЕСТЯНОЕ ГРОМЫХАНИЕ АДА. Статья. № 11
Литературный обозреватель, переводчик с английского, кандидат наук Дмитрий Харитонов .1984 г.) подвел итог полемике о международно признанном романе Джонатана Литтелла«Благоволительницы» и пришел к выводу о казусах и подлогах в стремлении общества знать правду войны.
 ПРЕМИИ ЗА ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ:
 Инга Киркиж. ОРША. Дневник. № 9
Сценарист, автор программ для ТВ, выпускница филологического факультета СпбГУ Инга Киркиж дебютирует в прозе с несовременным сюжетом: ее героиня нашла счастье материнства раньше, чем себя.
Старый дом в городке Орше, подростки-сироты, ломовые русские бабы, рефлексивная героиня-киношница из столицы – в повести достаточно предпосылок для остросоциальной прозы. Но автор «дневника» слишком полна жизнью, чтобы успевать обличать.
Перед нами не «новый реализм» – но проза жизненного эксперимента.
Евгений Бабушкин. АТОМЫ СОСТОЯТ ИЗ АНГЕЛОВ. Рассказы. № 7
Если смешать фольклор и социально-критический реализм, ипохондрию Хармса и античный стоицизм, получится проза, как у журналиста и драматурга Евгения Бабушкина 1983 г.). Его лаконичные рассказы похожи на карман, в котором всякая мелочь побренькивает, пока не прорвет брешь. Один за другим заурядные с виду герои Бабушкина обнаруживают в повседневности космических размеров прореху, из которой ударяет по ним не то божий свет, не то слепой бич, не то своенравие автора, который, кажется, мог придумать истории еще более абсурдные, но не считает нужным приукрашивать чистый иррационализм натуры.
С рассказами, опубликованными в «Октябре», Евгений Бабушкин в этом году выиграл премию«Дебют» в номинации «Малая проза“.
 ПОЧЕТНОЕ УПОМИНАНИЕ:
 » «И РАБ СУДЬБУ БЛАГОСЛОВИЛ…“». ДискуссияУчаствуют Андрей Балдин, Павел Басинский, Юрий Буйда, Александр Тарасов, Борис Минаев. № 1
Соотношение понятий свободы и рабства в общественном сознании –вечная тема, к тому же литературная. Двадцатилетие новой, «свободной» России и стопятидесятилетие со дня отмены крепостного права пополнили ряд национальных вопросов, а не праздников. Участники дискуссии пытаются нащупать актуальное содержание понятий «рабство» и «свобода», развенчивая по ходу размышления многие мифы.
Особое место в дискуссии занимает литературная история вопроса: как на закон, опираются авторы на «Анну Каренину» Льва Толстого, «Чемодан» Сергея Довлатова, «Санькю» Захара Прилепина и «Горизонтальное положение» Дмитрия Данилова…
 «ТЫСЯЧА И ОДИН АВТОР „БЫЛОГО И ДУМ“». ДискуссияУчаствуют Юрий Кублановский, Борис Минаев, Лидия Хесед, Александра Гузева, Владимир Забалуев, Алексей Зензинов. № 5
200-летний юбилей Александра Герцена мы отметили публикацией эссе о современных способах осмысления эпохи.
Публицист и издатель, писатель и борец за права человека, Александр Иванович Герцен долгое время оставался идейным и эстетическим вдохновителем для авторов сколько-нибудь масштабных литературных экспедиций в историю. «Былое и думы» вошли в культурную память устойчивой формулой исторического труда. 
Однако сегодня эта устойчивая формула рассыпалась. Современная литература избегает художественных обобщений, предпочитая остроту и субъективность документального свидетельства. Она сближается с журналистикой, которая, в свою очередь, отказывается от аналитических статей в пользу комментариев непосредственных участников событий.
Наши постоянные авторы оценили перспективы документальности, анонимности, оперативности и фрагментарности в современной литературе и журналистике. 
 «РУССКИЕ В …12 ГОДУ». ДискуссияУчаствуют Ярослав Шимов, Андрей Дмитриев, Андрей Волос, Денис Колчин. № 7
К юбилею памятных дат российской истории – дискуссия о национальном самосознании и катастрофе как исторически опробованном способе его пробуждения.
Актуально ли в современном мире национальное самосознание, есть ли созидательные способы объединить население в народ, рифмуется ли оживленная гражданская сознательность текущего 12-го года с национальным воодушевлением 1612-го и 1812-го, где проходит граница между нацией и государством – на эти острые вопросы отвечают историки, писатели, публицисты.
 ЭКСПЕДИЦИЯ «ЕНИСЕЙ». Эссе и интервью. Участвуют Нина Литвинец, Юрий Кублановский, Доминик Фернандез, Оливье Блейс, Даниель Сальнав, Жюльен Бержо, Элизабет Барийе, Франсуа Беллек, Кристиан Гарсан, Эрик Фай, Ферранте Ферранти, Вера Михальски, Евгений Бунимович. Исторические справки Т. Никандровой. Переводы с французского И. Барметовой, К. Мильчина, А. Лешневской. № 11
Эссе и интервью французских и русских писателей, которые минувшим летом пересекли Сибирь на теплоходе, образуют настоящий роман о Сибири – в духе времени фрагментарный, безличный, документальный и одновременно глубоко, до корня мифологичный.
Кажется, весь этот путь от Абакана до Норильска совершался внутри путешественников: тексты позволяют прочувствовать, как медленно и трудно воображаемая Сибирь превращается из «настоящей русской земли» в «большое Ничто», перед которым смолкают любые определения. Пережить это исчезновение в «протяженном времени» не только европейской, знакомой, словесно выразимой России, но и самого человека – в природе. Которая здесь вдруг не только доисторична, но и постисторична, и, в отличие от многих культурных явлений, удерживает за собой право на будущее.

Комментариев нет: