среда, 27 ноября 2013 г.

«Короткий список» Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» - 2013

Сайт премии
Короткий список четвертого сезона

Заговор

Сборник очень разных рассказов про любовь, которая побеждает гордость, глупость и смерть. Сборник посвящен Александру Грину – и навеян явно им же.
Подходит читателям от 14 лет.
«Чего такой? Где твоя черноглазая пани?», спрашивает. Издевается. Папироской дымит… Нету ее, говорю. Забрали. Жила у нас, ее хотели в лагерь, а я прятал. И ее нашли и забрали. Нет ее больше.
Говорю, как в тумане, не глядя на нее. Было все равно. Сказал и пошел своей дорогой.
«Эй, подожди», кричит. Догоняет. «Как это у вас жила? Ты что, серьезно?» Вот так, говорю. Жила – и нету. Я виноват. Нету. А ты, говорю, пойди донеси папочке. Пойди донеси. Тогда и меня не будет, и хорошо будет.
Остановилась. «Да иди ты к черту!», кричит мне. Я отошел, а она снова – «Иди ты к черту!!!…» Издалека. Плачет.
А мне плевать.

Фрося Коровина

Юмористическая повесть про настоящую деревенскую бабу семи лет от роду, которая избу на скаку остановит и в погреб к медведю войдет.
Подходит читателям от 10 лет.
Пролежавшую два часа на грядках Аглаю Ермолаевну отнесли в дом и кое-как разогнули. Доктор прописал ей всякие мази, но сказал, что в общем и целом она «крепкая старуха». Однако, как ни ныла бабушка, в огороде работать он ей запретил.
Когда доктор ушел, Аглая Ермолаевна сказала Фросе, что прожить без земли долго не сможет и с того дня стала развлекать себя тем, что подыскивала место для могилы. Бабушка мечтала, что наконец скоро настанет время, когда она сможет жить в своей любимой земле. Если, конечно, смерть можно назвать жизнью. Вообще, по мнению Фроси, бабушка в прошлой жизни была кротом.

Белый волк

Мистическая повесть о настоящем человеке. Книга вышла в издательстве «Контакт-Культура»
Подходит читателям от 12 лет.
Стал Яков Карлович деревенских военной науке обучать: командам разным, строю. К концу февраля, почитай, всю деревню в рекруты забрил, только старые да малые остались. Дед Терентий на все это смотрел-смотрел, да и говорит: «Неужто и вправду, ребяты, думаете волков в бою одолеть? Не возьмут ваши пули колдовского волка!» А наши молодцы ему в ответ: «Ты, дед, коли не помогаешь, то и не мешай — ступай к себе в избу и на печку заберись — небось там волки не достанут!»

Шпион из Волшебной страны

Сказочная пьеса: дети поддаются на уговоры паука из чулана и уходят буквально на часок в Волшебную страну. Часок может растянуться навечно.
Подходит читателям 10-12 лет.
СЕКВЕНЦИУС: — Друзья мои, когда я сказал о катастрофе, я говорил про ваших родителей. И про вас самих. А насчет Вакцинуса – то я знаю, что силу он не применял. Он применил гораздо более опасное оружие. Маскировочную слюну. И самое главное — он вас страшно обманул. Лицемер.
ЛЁЛЯ: (шепотом спрашивает у Темы) — Это обзывательство?
ТИМА: — Помолчи, Лёля.
ЛЁЛЯ: (возмущенно) — Не хочу я молчать. Я уже взрослая. И мне нужно зеркало и муж.

Здравствуй, брат мой Бзоу

Рыбацкое село в Абхазии. Пушистые горы, широкое море, а в нём – дельфин, удивительный друг абхазского подростка Амзы
Подходит читателям от 14 лет.
Как же мне тебя назвать? – прошептал Амза. – Может, Эт-ных? Нет. Слишком уж… официально. Знаю! – вскрикнул юноша – так, чтобы его услышал брат. – Я назову тебя Бзоу!
Бзоу? – удивился Даут.
Да! По-моему, хорошее имя для дельфина.
А если он – девочка?
Девочка?.. Не знаю даже… Нет! Наверняка – мальчик!

Шиворот-навыворот

А ты хочешь, чтобы все твои желания сбывались? Уверен, что ВСЕ желания? Фантастическая история, в которой действуют безумные ученые, опасные бандиты и, разумеется, обыкновенные школьники.
Подходит читателям 13-16 лет.
Глеб с пулеметной скоростью бегал пальцами одной руки по клавиатуре, кастуя лечащие заклинания, другой рукой дергал мышь, стараясь удерживать в поле зрения всю картину битвы и выискивая тех, кому нужна помощь хилера.
— Давай! Давай же! — пытаясь уследить за мелькающей в огненных разрывах фигуркой паладина, он почти уткнулся носом в монитор. На мгновение показалось, что все по-настоящему — дракон, эльфы, спеллы…
…Лицо обожгло нестерпимым жаром, волосы на голове затрещали, скручиваясь. Запахло паленым. Не доведя до конца заклинание, Глеб инстинктивно вскинул руки, защищая глаза. Раскаленный поток схлынул. Ночной эльф опустил фиолетовые ладони и ошалело завертел головой. Вокруг кипела битва. Мимо проносились фаерболы, фростболы, тучи стрел, молнии и проклятья.

Приключения Корзинкиной

Юмористическая повесть о непростых отношениях первоклашки с легкомысленными родителями, алчным божком-копилкой, Принцем-С-Конем, недоброй мумией, одноклассниками, учителями, банкирами и прочими явлениями природы.
Подходит читателям 10-12 лет.
- Ты спишь, дорогая? – спрашивает папа Корзинкиной.
А мумия под одеялом ни гугу.
- Ну, спи, спи, — папа Корзинкиной чмокнул мумию в одеяло, повернулся на другой бок и заснул.
- Ну, знаешь, — разозлилась мама и растолкала папу, — кто с тобой рядом лежит?
- Как кто? – удивился папа Корзинкиной, — ты.
- Я? – вытаращила мама глаза.
Она откинул одеяло, и папа Корзинкиной увидел мумию. В простыне и без зубов. И даже подскочил.
- Кто ее сюда положил?
- А какая разница? – сказала мама, — для тебя что я, что мумия.
- Есть разница, — сонно сказал папа Корзинкиной, — ты моложе.
- И все?
- И котлеты у тебя вкусные.

Костя+Маша

Веселые истории о трагической дружбе между мальчиком и девочкой. В самом деле трагической – этой дружбе мешает все: от зоокружка до африканских принцев, и от внутреннего идеала до движения тектонических плит.
Подходит читателям 12-14 лет.
― Слушай, Творогова, ― сказал он Маше после уроков. ― Раз уж мы с тобой дружим, давай сходим сегодня в кино?
― Ты с ума сошёл, Кривошеин! ― ответила Маша. ― Может, у тебя полно лишнего времени, а у меня его нет совсем!
― Но ты же сама сказала, что дружишь со мной! ― воскликнул Костя в недоумении.
― Ты всё перепутал, Кривошеин, ― отвечала Маша. ― Это ты со мной дружишь, а мне с тобой дружить некогда.
― Какая же это дружба? ― сказал растерянно Костя.
― Какая есть, ― отвечала Маша. ― Ничего другого я тебе предложить не могу.

Я и мое чудовище

Повесть о девочках и море. Как и положено, чуть-чуть романтичная, чуть-чуть чувствительная и искренняя. Хороша для чтения осенью: текст морем пахнет. Опубликована в издательстве «Аквилегия-М».
Подходит читателям 14-16 лет.
Помню, однажды, через неделю после Рождества, подул недобрый ветер. Как призрачный генерал он бросал клич, чтобы море восстало против земли, и предвещал разрушения. Когда первые взбесившиеся от его порывов волны ринулись на пляж и расстелили на песке белую бурлящую пену, никто не заподозрил, что через пару часов от лестниц останутся лишь верхние, каким-то чудом уцелевшие ступени.

Шутовской колпак

Повесть о театре, о дружбе и о чести. И еще о том, как трудно бывает остаться верным самому себе. Книга вышла в издательстве «Самокат».
Подходит читателям старше 13 лет.
- Ну вот, тебя только за смертью посылать, – ворчит дед и втягивает осенний холодный воздух точеными ноздрями, и шевелит усами-щеточкой, аккуратно подстриженными и седыми.
Когда я рядом с ним, я все время чувствую, что во мне что-то не то. Что я хуже, чем по правде. Что мне чего-то не хватает, чтобы быть для него хорошим. Дед заставляет меня стыдится себя самого – и всего, что я люблю, тоже стыдиться. Хочешь – не хочешь, а так отчего-то получается, когда дед рядом.
«Из тебя надо сделать настоящего мужика», – говорил он все время, когда я был маленьким. Кто такой настоящий мужик, я не знал, но знал, что не хочу им становиться, если настоящий мужик похож на деда.

Штурман пятого моря

Психологическая повесть о доверии, предательстве и искуплении вины.
Подходит читателям от 12 лет.
Сколько же Альке денег перевести? Интересно, у неё просто нулевой баланс или она уже в минусе? Надо бы спросить. Если в минусе, нужно перевести побольше.
Света подошла к двери душевой комнатки.
– Аля! – позвала она.
За дверью шумела вода. Алька не отвечала.
Ну и пожалуйста! Где там Алькин мобильник? Ага, торчит из кармана сумки. Ну и какой у неё баланс?
Получив ответ на запрос, Света даже рот открыла от изумления.
«Баланс триста рублей. Кредит три тысячи рублей».
Это что же получается? Алька может со своего телефона звонить кому угодно? Зачем же тогда она брала мобильник у Светы?
Что это – внезапный приступ жадности? Вряд ли. Или Алька затеяла какую-то свою игру, для которой ей нужен именно Светин номер?

Сокровища Рифейских гор

Познавательная книга об Урале, его сокровищах и его мастерах.
Подходит читателям от 10 лет.
Главный «спец» по камушкам, студент ювелирного училища по прозвищу Буля, сговоривший нашу группу отправиться в эту экспедицию, стоит на коленях. Дрожащими от волнения руками он вытаскивает из хлюпающей густой жижи какие-то одинаково-бурые, ничем не примечательные камни. Он пытается обтереть их рукавом, но руки его, также как рукава, да и вообще вся штормовка, покрыты слоем жидкой грязи.
Тогда Буля, подвывая от нетерпения, подносит камни к лицу и языком слизывает с них глину…

Волшебная палочка госпожи Тендер, или Приключения дорогой редакции

Производственно-приключенческая повесть для детей про взрослых, издающих подростковый журнал.
Подходит читателям от 12 лет.
- Написала? – перебивает меня Медведь.
- Я, — говорю, — по карманам шарю. Из тетради листы драть опасно – заметят немедленно. А никаких маленьких бумажек, как назло, нет. Но я всё-таки нахожу трамвайный билет. Мятый, липкий и в крошках – он вместе с мармеладом лежал. Отрываю от него грязную половину, а на остальной половине пишу: «Крат. сод». Тыкаю пальцем одноклассницу впереди и сую ей записку.
- Четыре тома, — медленно выговаривает Медведь. – Четыре вот таких толстых книжищи!
- Ну-ну? – нетерпеливо говорит госпожа Тендер.
- И, — я выдерживаю эффектную паузу, — моя одноклассница оказывается молодцом. На половинке трамвайного билета она мне пишет две даты – время действия; слово «война» — роман-то про войну; и четыре имени. Два мужских, два женских. И между ними треугольник. Всё.
- Сколько?
- «Четыре», — скромно говорю я.

Мороженое в вафельных стаканчиках

Жанр этой книги – почти-реализм. Тут все не так, как положено, но так, как оно в жизни бывает. Опубликовано в издательстве «КомпасГид».
Подходит читателям 11-13 лет.
Мы решили отправиться в путешествие. Всей семьёй. На велосипедах. В гараже стоял только один наш велосипед и одна чужая машина. В яме картошка. Её мы тоже решили взять с собой, но сначала нужно было где-то достать велики. Маме, Людмилке, папе, Нине и мне. А у Илюхи уже был, в гараже стоит.
В субботу никто не ложился спать. Как только стемнело, папа велел всем одеваться.
— Я не пойду, — заявила мама, — кто будет носить вам передачи, если вас арестуют?
— Нас не поймают, — сказал папа, но маму решил не брать. На всякий случай.

Дом людей и зверей

Очень добрые рассказы про зверей, которые не совсем и звери, и про людей, которые такие люди.
Подходит читателям 10-13 лет.
У Тартюши вдруг обнаруживается небывалый аппетит. Она ест все подряд – капусту, хлеб, сосиски, одуванчики, блины. Однажды Толик дал ей кусок шоколадки, она и за нее взялась охотно. Но мама отругала Толика, а шоколадку у Тартюши отняла и мордочку ей вытерла салфеткой.
Мама с утра оставляет черепахе кочан салата, который возвышается перед ней, как гора. А когда вечером они все вместе возвращаются домой, Тартюша все еще топчется вокруг рассыпавшихся листиков салата, и все еще отщипывает от них то там, то здесь.

Комментариев нет: