четверг, 4 июля 2013 г.

«АБС-премия» без АБС

Источник
27.06.2013 00:01:30
«АБС-премия» без АБС
Дмитрий Быков еще и лучший фантаст России

Андрей Щербак-Жуков
 Дмитрий Быков «перефантастил» всех фантастов. Фото автора
На прошлой неделе под Санкт-Петербургом, на территории Пулковской обсерватории, где когда-то работал Борис Стругацкий, прошла 15-я церемония вручения Международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких, кратко и нежно именуемой «АБС-премией». Необычность именно этой церемонии даже не в том, что 15 – это все-таки юбилей. И для российской литературной премии – не такой уж маленький это срок существования. Дело в специфике премии. Дело в том, что премия, учрежденная четко «под Бориса Стругацкого», неизменно им курировавшаяся, впервые вручалась без него…
Сейчас немало премий, вручаемых за достижения в области фантастической литературы. У любого, регулярно проводимого конвента (так по традиции называются все писательские и читательские фестивали и семинары, посвященные фантастике) есть целая линейка призов. А на территории бывшего СССР стабильно проводятся: «Роскон» и «Серебряная стрела» (Москва), «Интерпресскон» и «Странник» (Санкт-Петербург), «Аэлита» (Екатеринбург), «Зиландкон» (Казань), «Портал» (Киев), «Созвездие Аю-Даг» (Партенит), кочующий фестиваль «Поехали!» (на настоящий момент Калуга–Рязань–Тверь). Еще есть два менее заметных конвента в Крыму. Всего два года, как перестал проводиться в Харькове «Звездный мост». Свои медали есть у Совета по фантастической и приключенческой литературе при Союзе писателей России. Что-то я явно забыл… В общем, наград много. Не случайно Премия имени Беляева (см. «НГ» от 23.05.13 и «НГ-EL» от 06.06.13) предпочла переключиться с фантастики на научно-популярную литературу.
Но Премия имени Аркадия и Бориса Стругацких – особенная. По своему статуту она «учреждена в целях стимулирования творческой и издательской активности в сфере серьезной фантастики, продолжающей в нынешних качественно новых условиях лучшие традиции так называемой «золотой поры НФ». И в качестве гаранта «серьезности» и соблюдения «лучших традиций» был Борис Стругацкий. Он всегда был непререкаемым авторитетом в области фантастики, да и не только. А после ухода Кира Булычева и Владимира Михайлова – так просто не осталось никого даже рядом. Стругацкий был не только любимым автором нескольких поколений – для многих он был примером порядочности, чести и достоинства, образцом верного служения своему долгу. Борис Натанович лично формировал жюри и номинационную комиссию, лично выбирал из предложенного ими «длинного списка» произведения, которые должны войти в «короткий список».

Стругацкий строго проводил линию на поддержку именно «серьезной» фантастики, поощрял социальный пафос. Это не всегда получало одобрение в сообществе любителей фантастики. Да, лауреатами «АБС-премии» в разные годы становились популярные фантасты Кир Булычев, Евгений Войскунский, Евгений Лукин, Михаил Успенский, Вячеслав Рыбаков, Андрей Лазарчук, Геннадий Прашкевич, Антон Первушин и др. Однако первым и пока единственным трижды лауреатом награды стал представитель другой «литературной тусовки» Дмитрий Быков (в 2004-м за «Орфографию», в 2006-м за «Эвакуатор», в 2007-м за «ЖД»).
В этом году он уже стал четырежды лауреатом «АБС-премии» – за роман «Икс». И удивляться тут нечему. Во-первых, все полностью соответствует статуту премии. Сам Борис Стругацкий сформулировал: «Премия присуждается за лучшее фантастическое произведение года, причем под фантастическим понимается любое произведение, в котором автор в качестве художественного сюжетообразующего приема использует элементы невероятного, невозможного, небывалого. Таким образом, рассмотрению подвергается чрезвычайно широкий спектр произведений – от чистой научной фантастики в манере Герберта Уэллса, Станислава Лема и Роберта Шекли до гротесков и фантасмагорий в стиле Франца Кафки, Михаила Булгакова, Владимира Маканина (!!! – А.Щ.-Ж.) или современных сказок в стиле Евгения Шварца или Вадима Шефнера. Награждается не автор, а произведение. Поэтому один и тот же писатель может неоднократно становиться лауреатом этой премии».
Да и сам первый лауреат «Большой книги» и частый номинант самых разных мейнстримовских наград в отличие от многих служителей «большой литературы» никогда не открещивался от фантастики. «Все, что я пишу, – в первую очередь фантастика. И «Икс» тоже», – сказал писатель мне буквально позавчера при случайной (честное слово, случайной! Есть же судьба!) встрече. А на вопрос: «Чем для вас является «АБС-премия»? – он ответил: «Для меня в первую очередь это премия имени моих любимых писателей. Для меня она важнее и почетнее, чем Нобелевская. Что там написал Нобель, никому неизвестно, а что написали Стругацкие – известно всем!» В завершение нашего короткого разговора Дмитрий Быков заметил: «Как сказал мой друг Михаил Успенский, «реализм – это затянувшаяся литературная мода». Он не для красного словца назвал Успенского своим другом – это правда. Именно быковские стихи Успенский и Лазарчук «выдали» за неизвестные тексты Николая Гумилева в своем криптоисторическом романе «Посмотри в глаза чудовищ».
Теплые отношения связывали Быкова и с Борисом Стругацким. Дмитрий действительно большой поклонник и знаток их творчества. Помню, случайно обнаружил интернет-дискуссию, которая началась с замечания Быкова о том, что многие образы и темы романа Татьяны Толстой «Кысь» почерпнуты из «Улитки на склоне» Стругацких. Какая тут началась свара! Как можно ставить беллетристику в один ряд с серьезной литературой! Спор закончился, когда выяснилось, что оппоненты Быкова Стругацких вовсе не читали…
Так что Дмитрий Быков ни свою литературу не отделяет от фантастики, ни себя – от «фантастической тусовки». А причина того, что именно он четвертый раз удостаивается «фантастической награды», того, что он стал «фантастичнее» всех фантастов России, пожалуй, в том, что на момент своего прозаического дебюта – «Оправдание», 2001 год – Быков зарабатывал журналистским трудом и не гонялся за гонорарами. Большинство фантастов в эти годы изрядно испортили себе «литературный нюх». Дмитрий Быков пишет без оглядки на любителей приключений. А ведь многие весьма часто слова «приключения» и «фантастика» объединяют союзом «и» (например, в названии Совета при Союзе писателей России).
Остается вопрос, какой будет «АБС-премия» без Стругацкого. Без гаранта. В Живом Журнале уважаемые писатели и издатели уже сетовали, что по «длинному списку» заметно, кто из членов жюри кого «протаскивает». Но, как мне кажется, это все суета, которой много вокруг всех премий от «Большой книги» до «Звездного фаллоса». А в сухом остатке то, что в судьбе премии принимает активное участие сын Бориса Стругацкого – Андрей Борисович, который активно участвовал в ее жизни с момента ее основания. На своем посту и бессменный секретарь премии – писатель Николай Романецкий. Поддерживают награду и многочисленные ученики братьев Стругацких, среди которых и Андрей Лазарчук и Вячеслав Рыбаков…
Да, в первый сезон жюри во многом старалось сделать так, как было «при Борисе Стругацком». Быков трижды побеждал в номинации «Художественная литература» – так пусть победит и в четвертый. В номинации же «Литературная критика и публицистика» награду получили Светлана Бондаренко (Донецк) и Виктор Курильский (Ильичевск) – за капитальное двухтомное архивное разыскание «Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1972–1984».
Состоятельна ли «АБС-премия» без АБС, покажет время.
Только время доказывает состоятельность культурных проектов. Кстати, этот номер «НГ-Ex libris» ровно 700-й. И пока мы стараемся выдерживать все испытания, предлагаемые нам всевозможными временами. С чем себя и поздравляем. И вас всех, наши читатели.

Комментариев нет: